Успешность отеля в целом: какие метрики должны быть под контролем
Ключевые показатели эффективности гостиницы — не просто цифры. Это компас, который показывает, куда движется бизнес: к убыткам или к рекордной рентабельности. Какие показатели говорят о курсе яснее всего, и как вычислить их быстрее – рассказал Алексей Пряслов, эксперт по консалтингу и инвестициям в гостиничном бизнесе, создатель программы для автоматизации управленческого учета HOMS.
Три ключевых показателя
TRevPAR (Total Revenue per Available Room) – это выручка всей гостиницы (Номера, Питание и Напитки, СПА и т.д.) на доступный номер. Он наиболее актуален для гостиниц, которые получают значительную выручку не только от номеров, но и точек питания, банкетов, конференц-залов, СПА и т.д.
GOPPAR (Gross Operating Profit per Available Room) – это валовая операционная прибыль (ВОП) на доступный номер. В отличие от RevPAR и TRevPAR, она учитывает расходы.
Показатель вычисляется путем деления валовой операционной прибыли гостиницы на количество доступных номеро-ночей за период. Рассмотрим следующую таблицу:
Если смотреть только на доходные показатели, то менеджмент отеля достоин премии, поскольку загрузка, TRevPAR и выручка отеля выше плана. Но какой ценой получено это превышение? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости расходов – они на 32% выше плана! И в итоге валовая операционная прибыль на доступный номер (GOPPAR) ниже плана на 6% или 577 рублей. Если умножить 577 рублей на количество доступных номеро-ночей, то получим общие потери валовой операционной прибыли отеля. Это 6,5 млн. рублей!
KPI, связанные только с выручкой, не позволяют оценить умение управленческой команды отеля или гостиничного оператора работать с расходами. А вот мониторинг GOPPAR быстро позволяет понять, эффективность управления расходами.
Третий показатель – коэффициент удержания (Flow-Through). Любому отельеру важно понимать, что произойдет с прибылью при изменении выручки. Здесь возможно четыре варианта:
· увеличение выручки приводит к увеличению прибыли;
· увеличение выручки приводит к уменьшению прибыли – расходы растут быстрее доходов;
· при уменьшении выручки происходит увеличение прибыли – жесткий контроль за расходами позволяет уменьшать расходы сильнее, чем уменьшается выручка;
· уменьшение выручки приводит к уменьшению прибыли.
Коэффициент удержания отражает способность отеля удерживать прибыль при изменении выручки. Способ его расчета прост: ВОП факт – ВОП за прошлый год / выручка факт – выручка за прошлый год. Наглядно это видно в таблице:
Здесь мы видим, что выручка в августе 2023 года по сравнению с августом 2022 года выросла на 11,6 млн рублей, а валовая операционная прибыль – на 6,3 млн рублей. Разделим отклонение по прибыли на отклонение по выручке и получим Коэффициент удержания – то есть увидим, сколько дополнительной прибыли принес один рубль дополнительной выручки. В примере один рубль дополнительной выручки принес 54 копейки дополнительной прибыли. Если же Коэффициент удержания получается отрицательным, то изменение выручки приводит к падению прибыли.
KPI – это инструмент
В индустрии гостеприимства, где каждый час и рубль на счету, автоматизация управленческого учёта превращает KPI в действенный инструмент. HOMS автоматически вычисляет все необходимые KPI. За отельером остается лишь их проанализировать и принять соответствующее решение.
Еще больше полезной информации на сайте HOMS или на стенде компании Homs на Фабрике отелей.